«Она украла у меня идею!» Несколько историй о воровстве, заимствовании и вдохновении

Книга Остина Клеона "Кради как художник" | Блог Варвары Лялягиной "Дом, в который хочется приходить"

Раньше всё было просто. Как в школе. Готовиться к поступлению в университет – хорошо. Курить у крыльца школы – плохо.

Потом всё запуталось и я всё ждала, когда же распутается и встанет на свои места. Но ничего не распутывалось, а становилось только сложнее.

Так я и пишу этот пост про воровство, заимствование и переработку чужих идей в собственные – в конце не будет глубокомысленных заключений и выводов, хотя если бы они были, мне было бы проще.

Лет 10 назад в моду вошли широкие брюки из парусиновой ткани с карманами по бокам. Моя сестра, мастер отыскивать в магазинах хорошие вещи по неприлично низким ценам, прикупила такие брюки в ближайшем торговом центре и щеголяя пришла в них на работу. Это были те времена, когда одежды было немного и каждая новинка в гардеробе замечалась коллегами. Моя сестра получила свой день комплиментов. Скрывать что-то было глупо, поэтому на вопрос «Где такие отхватила?» она рассказывала про недорогой магазинчик.

Не прошло и недели, как секретарь на работе моей сестры пришла… в абсолютно таких же брюках. Тот же цвет, пуговицы ровно на тех же местах.

Сейчас, конечно, сложно поверить, что штаны а-ля жилетка Вассермана могут хорошо смотреться, но брючки сидели на секретаре очень даже неплохо. И даже несмотря на это… рабочий коллектив растерялся и не знал, что и сказать. На неловкий вопрос: «Это же, кажется, такие же брюки как у Саши?» секретарь, не моргнув глазом, ответила, что нет, они у нее давно на полке лежали, просто она только сейчас решила их надеть.

Снимайся этот момент в эпизоде какого-то сериала, сестра моя должна была бы тут вцепиться обидчице в волосы. Но это была жизнь, поэтому драки не было. В волосы никто никому не цеплялся, но адресами магазинов сестра делиться перестала.

А я после того, как услышала эту историю, поняла – так делать нельзя. Воровать идеи, выдавать их за свои и притворяться, что ты ни при чём – плохо.

Книга Остина Клеона "Кради как художник" | Блог Варвары Лялягиной "Дом, в который хочется приходить"

Прошло несколько лет. Мы с моей подругой и сестрой – хотя в этой истории она не играет роль, но поскольку она там была, я не могу её не упомянуть – поехали в Нью-Йорк встречать Новый год. Одним из обязательных пунктов программы было посещение магазина товаров для скрапбукинга.

В России это хобби только зарождалось, купить материалы, а уж тем более инструменты, было невозможно, поэтому огромный супермаркет товаров для творчества был для меня чем-то вроде Шоколадной фабрики Вилли Вонки.

У меня кружилась голова от стеллажей наклеек, полок цветной бумаги до самого потолка, корзин с фигурными ножницами. Я старалась сосредоточиться на бюджете, который предусмотрительно ограничила перед входом в магазин.

Моя подруга шла за мной и спрашивала: «Ой, а что это за альбом ты взяла себе? Скажи, а можно я за тобой всё повторю и возьму себе такой же только другого цвета? Нужна бумага ещё и наклейки? Я тогда вот эти возьму, из той же коллекции, что и у тебя?»

Когда мы вернулись в Россию, подруга сделала свой альбом с фотографиями и, показывая его друзьям, всегда говорила: «Это я всё у Вари научилась».

Долгое время мне казалось, что в этом и есть решение того, как нужно заимствовать идеи. Спрашивать разрешения, говорить спасибо и указывать источник. Это хорошо.

Книга Остина Клеона "Кради как художник" | Блог Варвары Лялягиной "Дом, в который хочется приходить"

Я писала посты про то, кем я вдохновляюсь и кому завидую, читала и советовала всем книгу «Кради как художник».

Но потом всё запуталось.

Я начала заниматься своим делом, в моей жизни стало всё больше творчества, а вокруг стало появляться всё больше тех, кто заимствовал идеи у меня.

То, что мне говорили «Знаешь, ты меня так вдохновляешь!», не мешало неприятному чувству когда я слышала от других «У неё рассылка такая же, как у тебя. Там твои словечки и фразы. Я только на середине письма поняла, что это письмо не от тебя».

С другой стороны, я видела и немало совпадений, которые абсолютно точно не были срежиссированы.

Буквально на прошлой неделе я придумала текст письма с историей, который почти выслала своим подписчикам. Я вовремя увидела, что ровно эту же историю по тому же поводу рассказала у себя на фейсбук страничке Лена Резанова. Мне пришлось придумывать новую идею рассылки, а ведь если бы я неосторожно нажала кнопку «отправить», то это точно выглядело бы как то, что я бессовестно слизала историю.

В своей книге «Big Magic» Элизабет Гилберт рассказывает о том, как она писала книгу, но так и не довела дело до конца. А потом книгу с практически таким же сюжетом написала её подруга. Вместо того, чтобы посчитать подругу воровкой или себя неудачницей, от которой сбегают сюжеты книг, Лиз восприняла это как знак того, что «идеи на самом деле живые, они перемещаются от одной души к другой и ищут того человека, который свободен для того, чтобы воплотить их в жизнь».

И тут у меня нет никакого ответа и философского вывода. Я поняла только, что нет того, что однозначно хорошо и что плохо.

Нет правил, как можно заимствовать чужие идеи и в какой момент это становится воровством. Есть, пожалуй, только вопросы к себе: почему меня это задевает и что я могу сделать для того, чтобы внутри меня было больше гармонии.

Поделитесь в комментариях, есть ли у вас истории о воровстве, заимствовании и вдохновении? Может быть, вы нашли для себя ответ на вопрос, как отделить одно от другого.
Поделиться
  • Да, Варя, наверное, правил нет. Это очень всё тонкая материя. Помнишь у Ахматовой: «Не повторяй, душа твоя богата». А в конце: «А может быть, поэзия сама одна великолепная цитата». Понятно, что вместо поэзии можно поставить творчество и жизнь вообще. Сложно это, баллансировать между, и в то же время — это часть того, что называется «быть честным с собой».

    • Ох, Юля, какое же прекрасное стихотворение!! Тут я могу, конечно, начать активно кивать, мол, да-да, помню, но я не знала этого стихотворения, я как-то не очень спец по стихам. Но оно прекрасно-прекрасно, и очень в точку, спасибо, что поделилась.

  • О! Мысль про то, как идеи перемещаются меня преследует в контексте вопросов на больших семинарах или встречах. Мне недавно прилетел input от руководителя, что надо бы поднимать visibility и задавать вопросы. Чтобы все видели, кто это Даша, и что она умеет думать и говорить.
    И вот, шанс. Большой форум про diversity, вокруг много коллег, большие боссы и виедо-камеры. Я внимательно слушаю. Придумала вопрос. Записала на бумажке, чтобы не расплываться и задать конкретно. И пока я, видимо недостаточно смело, поднимала руку — его задал светловолосый дядечка. Ровно такой же мой вопрос. Дальше последовала дискуссия на 20 минут, и время совсем вышло.
    А жалко, было бы круто, если бы дискуссия была после вопроса от меня.

    Наверное, еще один вывод — побольше смелости …и немного скорости 🙂

    • Вот да. Ты читала Элизабет Гилберт? Почитай, тебе точно понравится. Она там как раз про такую же историю рассказывает.

      • окей, добавлю в свой длинный reading-list между где-то между книжкой про стартапы, про переговоры и про детей-билингвов ))))

        • Уверена, ты не пожалеешь, когда дойдёшь до неё. Главное, не забудь её в каком-нибудь кафе. :)))

  • Алёна Евсеенко

    Знаешь, да..:)) это все очень неоднозначно:) У меня жутко смешная история про то, как я прошла тренинг по достижению цели и расписала ОЧЕНЬ подробный бизнес-план по открытию кофейни с незамысловатым названием CoffeLike. Открыть я ее планировала через год. Потом на меня упали «знания», которые обременили меня мыслями о том, что коф5е мне и вовсе не нужен, я стала сбороться с его присутствием в моей жизни, то се, на кофейню я забила. И ровно в то время, когда она должна была открыться (у меня) ровно на том же месте я ее увидела. LikeCoffe. Я вроде писала уже эту историю, но я, правда, на льду чуть не подскользнулась:)) И никто не гений тут, упустила, значит идея полетела дальше:)) а сестра твоя еще и красить волосы умеет в каких-то непонятных секретных местах за смешные деньги:))))

    • Я помню, да, ты рассказывала про эту идею с кофейней. Вот что значит, что идея не нашла у тебя реализации и полетела к другому человеку. Элизабет Гилберт как раз об этом пишет у себя.

  • Ilona Muravskiene

    Ну, тут, действительно, всё очень тонко. Мне кажется, ко всему надо относится философски.

    • Дзена бы побольше. Интернета поменьше. 🙂

  • у меня есть жесткая история про воровство про одну мою знакомую. (детали изменены) есть на свете Известная Блогер, ее блог посвящен, скажем, вязанию. и у нее есть давнее многолетнее увлечение — езда на мотоцикле. она неоднократно постила в своем инстаграме фото себя в шлеме, мол, вот, я гоняю. и в какой-то момент она набила себе татуировку с мотоциклом, мол, обожаю! а у меня есть одноклассница, которая всю жизнь была ну девчонка и девчонка. а тут она вдруг подсела на тот Блог, стала активно и увлеченно вязать, покупать все спицы и нитки, как у той Известной Блогерши, и в какой-то момент заказала себе рассылочную коробку от нее с образцами ниток, среди прочего там была переводная татуировка с точно таким же мотоциклом. подруга скорее налепила его на себя и пишет уже в своем инстаграме: ой, обожаю мотоциклы, вот думаю, увековечить что ли! я думаю: какая глупость, пишу ей коммент, что баян же, придумай что-то еще! ответ: ну нееет, хочу именно мотоцикл. и она поехала и реально себе его набила! внезапно у нее появилась фоточка в шлеме (съездила взяла мотоцикл в аренду на разок), и длинные телеги о том, что всегда любила мотоциклы, с детства любовалась байкерами, так счастлива этой татуировке. и у меня просто немой вопрос: what. da. fuck?! это настолько очевидно!! у кого подсмотрено и скопировано один в один, даже размер тату одинаковый, благо, место другое. я просто в шоке была, хотя повторюшничество за ней уже водилось.

    так вот здесь очевидно, что такое воровство — за гранью добра и зла. понятно, что никому плохо от этой истории не стало, и, может, это вообще я одна заметила (хотя, думаю, те, кто в теме не дураки и тоже видят), но тем не менее.

    а где допустимы плагиат в творчестве — думаю, тоже можно определить, граница там, где не понятно, у кого взята идея/элемент идеи. а если понятно, как в твоей истории с рассылкой и что на середине поняли, что письмо не от тебя — значит, дело плохо. а если идея трансформировалась и дополнилась до неузнаваемости — значит, хорошо.

    • Ахахахаха! Да, очень в точку история про мотоцикл. Блиииин, вот такие вещи прям бееееесят страшнейше. Я знаю одну девочку, так она даже друзей своих собственных завести не может, у нее все друзья и все мужчины чьи-то бывшие. Мне кажется, это вообще расстройство личности какое-то, но я не сужу и стараюсь изо всех сил «смотреть в свой листочек».

      • Варя, «сайт как у Вари» и «шрифт как у Вари» это между прочим тренд! Я просто говорю себе всякий раз — ок, мы просто с Варей все правильно сделали! И Варя с Димой все правильно сделали.

        • Это прикольно и, что уж там, в какой-то степени даже приятно. У меня тоже сайт не с 0 появился, а было много источников, которые я брала за основу. 🙂 Тут хитрость в том, чтобы таких сайтов было много. Чтобы «шрифт как у Вари», а «сайдбар как у Пети», «подвал как у Коли» и «цветовая палитра как у Оли». И вот если таких «как у» и «только нив коем случае не как у» наберется как минимум 25, то тогда получится красивый и хороший ВАШ сайт. :))) В общем, всем ссылку на моё выступление на Вордкампе, ахахаха! https://startblogup.com/2016/09/27/kak-sozdat-sait-kotorym-vy-ostanetes-dovolny/

  • Alexandra Balashova

    Варя, это прямо очень близкая мне тема сейчас. На моем курсе по иллюстрации есть блок заданий, где каждый студент должен разобрать стили разных иллюстраторов (в итоге 8) и выполнить работы в их стиле (при этом не срисовать готовые работы, а свой сюжет нарисовать в чужом стиле), в конце курса один оставшийся сюжет каждый рисует по своему. Мне кажется, что мы состоим из того, что мы видим и читаем, ты применяешь в своих постах интересные обороты из книг, которые читала. Причём делаешь это неосознанно. Но важно состоять из множества частичек, а не копировать одну. За копированием не стоит таланта и умения думать. Ещё одна история мне сейчас вспомнилась, как-то в начале сентября, я отправила своих ребят пускать воздушного змея, а сама села рисовать и у меня в голове родилась картинка с детьми, пускающими змея, как она выглядеть будет я почти сразу поняла (просто всплыло в голове), я ее нарисовала и выложила в Инстаграм. И вдруг в коммеНтариях появляется девушка, которая рассказывает, что такую композицию и как раз со змеем она рисовала в черновике и выкладывала в общий поток комментов у меня на вебинаре (на вебинаре было 3,5 тысяч комментариев и они шли постоянно и я рисовала и говорила и вот уцепила эту картинку боковым зрением и она где-то там у меня хранилась целый месяц пока не нарисовалась сама). Вот такой неосознанным планиат повсюду и мы часто за него не отвечаем и я не считаю его плохим или неправильным, человек, живущий в белых стенах и без окна и без информации скорее всего не сделает ничего.

    • Саша, как приятно видеть тебя в комментариях!! 🙂

      Кстати, о подражании в творчестве я последнее время тоже много думаю. Ну, ты знаешь лучше, чем кто-то другой, о моей книге про Гаргантюа и Пантагрюэля. Это была выпускная работа по предмету «Шедевры мировой литературы», который бл у нас в школе журналистики. И у нас было там задание на выбор: или писать аналитическую работу, или художественное произведение (не обязательно подражание, но по мотивам). Ты понимаешь, что я выбрала. А я вот сейчас читаю книгу «Фанатка» (http://bit.ly/2eePrsb), там главная героиня пишет фанфики на грубо говоря Гарри Поттера (хотя в книге там другая книга про волшебника и магию) и ходит на литературное мастерство. Так вот там преподавательница её отчитывает, что она написала и сдала работу, написанную в стиле книги, говорит ей, что это плагиат. Я до конца ещё не дочитала, не знаю, чем там все закончилось, но у меня в голове тут же параллели выстроились с моими Гаргантюа и Пантагрюэлем, вот тебе и творить в чужом стиле.

      А история про воздушный змей классная. У меня было вообще мистически. Я захожу в магазин, смотрю подвески-кулоны, верчу в руках, но… не беру. И в этот же вечер вижу другую девочку блоггера в перископе с такой же, ровно такой же подвеской. Вот, думаю, и чего бы было, если б я купила, как будто бы подражаю, а я ни сном ни духом.

      • Alexandra Balashova

        Мне кажется, что все, что происходит в процессе обучения вообще нельзя приравнивать к плагиату, важно не просто впитывать книги/картинки и прочее по принципу нравится/не нравится, а обдумывать, анализировать, задаваться вопросом «почему нравится/не нравится», одно дело всю жизнь сочинять фанфики на, условно Гарри Поттера, другое дело проходить этот этап, взрослеть и писать что-то своё.

        Кстати, про бусы и в твою ту историю про брюки. Однажды на одной вечеринке у друзей я на одной девочке увидела отличные бусы, приметила их и перерыла весь интернет, но заказала себе в Подобные) я даже не скрываю, что плагиат и мои друзья все прекрасно знают у кого они первые появились, но с этой девочкой я увиделась в жизни всего два раза и ни разу даже не разговаривала, но оставляю за ней право ношение этих бус на тех вечеринках, где мы можем пересечься. Это такой осторожный девочковый плагиат) и, кстати, я всегда рада поделиться всякими местами где я что-то купила/подстригалась и так далее.

        • Ну вот то, что ты пишешь про бусы, для меня это как раз показатель такого «воровства», от которого мне хочется только сказать: «На, возьми укради у меня ещё что-то». :)))

          • Alexandra Balashova

            А тут уже восприятие от человека зависит, когда кто-то копирует мой стиль или какие-то идеи, то у меня не возникает негатива, то, что я делаю постоянно развивается и я не теряю ничего от этих копирований, не боюсь какой-то конкуренции, я на шаг впереди. А у кого-то от копирования всего трясёт и я это тоже понимаю)

  • Elena Amelina

    Варя, привет! Очень ты живой и интересный вопрос описала. Как-то мне на глаза попалась история одного из ученых (увы, девичья память не сохранила ни имени, ни сферы..). Соль истории в том, что вокруг него была масса учеников и «учеников», которые продолжали начатое им, копировали методы, но часто и просто «схватывали» идеи и на их основе писали свои работы — диссертации, статьи и прочее. Не знаю, как он пришел к этой мысли, но будучи уже в возрасте, писал что рад этому, поскольку его активной научной жизни не хватило бы на детальную разработку всех вопросов, которые генерировал его пытливый разум. Мне кажется, что если произведение — не копия, а свое, прожитое, переосмысленное, вдохновленно-перерожденное, то стыдится заимствования не стоит. Если цитата — то, правда дать прямую ссылку на источник. А самому, чтобы не психовать от копии нужно всегда идти вперед, чтобы на каждое скопированное слово, рождалось два новых. А когда поток копий вырастет до бесячьего размера, один раз запариться и найти доверенного юриста — пусть судится и добывает денежные компенсации)) на творческие отпуска и источники вдохновения)) всех в дело, короче!

    • Ахахаха! История про учёного очень классная. Да, меня тоже радует, что я знаю, у меня мильон ещё идей в голове, которые я могу реализовать, это очень помогает. А про бесячий размер и юриста я повеселилась. :)))

  • Отличная тема, и дискуссионная. Мне все говорят, что я хорошо пишу. Мало кто знает, что когда я училась писать и только прощупывала игру со словом, я крала как казанский гопник в подворотне. Нравится фраза у Хармса? Вставила в сочинение. Прет от переводов Даррелла и Джерома, от Стругацких? Берем! Я рвала это на куски, сшивала, видоизменяла, выдавала, вываливала, играла с этим и вообще не думала, что так не делают. Я школьницей еще была, правда. Годам к 20 у меня прорезался от всего этого мой, собственный, голос. Я писала много, быстро, хорошо и … уже по-своему. К 22 годам меня столько раз обокрали в Интернете, что даже вспоминать не хочется. Однажды у меня виртуальную личность украли и использовали для общения на сайтах знакомств. Очень это бесило и расстраивало, и советы «забить» и «пожалеть убогих» вообще не помогали. На самом деле, считаю, что в учебном процессе можно красть не как художник а что под руку попало — в конце-концов, все сюжеты еще до Шекспира придуманы, новых слов никто не изобретает и все рассказывают одни и те же истории. Художники вот вообще с натуры рисуют — потому что из головы придумать, это надо трехлеткой с гуашью быть, или Ван Гогом каким… Такое воровство учебное — часть развития и роста. Придумать свое с нуля, не потренировавшись на кошках, очень трудно, это порой парализующая задача. Другой вопрос, что ты с этим делаешь. Продолжаешь красть у ближних или развиваешься и выходишь на новую ступень? Впрок кража идет, или учит только срезать углы и брать то, что кровью другие записали? Кто ты, в конечном итоге, хороший человек или сосиска?

    • Ты смотрела «Большие глаза»? Он как раз про кражу творчества и идентичности художника — очень меня задел.

      И из смешного — рядом с московским офисом нашим в магазинчике я увидела чумовые бусы. Стеклянные бусины на струне — прозрачные или цветные. Я крутила-крутила, денег лишних не было, оставила. Потом познакомилась с тобой — а у тебя они одни из самых частых :):):):)

      • Нет, не смотрела этот фильм, обязательно посмотрю по рекомендации. Так, где тут мой список, куда я вношу все фильмы?

        А про бусы, я уже на них заглядывалась, тоже вертела, а потом накануне Нового года увидела пост в блоге Рузанны про пузырики http://the-cave-of-wonders.blogspot.ru/2015/12/15-ukrasheniy-v-podarok-na-noviy-god.html
        Оказалась на новогодней ярмарке и там они, и как-то так всё совпало. Я очень пузыри хотела, перемеряла весь стенд, но в итоге лучше пошли именно белые, так вот я и купила. Но они же очень универсальные, если бы у тебя твои были, то, уверена, они бы по-другому смотрелись. 🙂

  • спасибо за статью!

    действительно очень странно и непонятно оказываться в такой ситуации.
    не так давно мы с другом обсуждали наши проекты, сходство между которыми, хоть и было, но весьма незначительное. мы договорились (верней, так само-собой получилось из-за различия интересов и областей знаний), что «ядра», главные идеи наших проектов будут отличатся.
    и каково же было моё удивление, когда в готовом продукте я увидела, что ключевую идею она позаимствовала у меня. вот прям теми же словами.
    конечно, я очень огорчилась. ей же казалось, что это полностью её мысли и видение, хотя при более раннем обсуждении она ничего подобного не упоминала.

    когда я немного остыла, то пришла к тому, что друг, в общем, ни в чём не виновата. если ей удастся реализовать эту идею хорошо, тем лучше. тем более что и с ноосферой, синхронией, информационным полем, или как бы это не называлось, я много раз сталкивалась до этого. и мне кажется, это отличная штука.
    ну и то, что все мы черпаем из более или менее близких источников тоже имеет значение. на нас влияют книги, фильмы, люди и время, в котором мы живем.

    всё же после этого за первоначальную идею браться больше не хотелось. поразмыслив, я нашла новую, и оказалось, что она мне даже ближе.
    ну, и жили они дружно и счастливо, развивая свои детища, или что-то вроде этого)))

    только вот с тех пор у меня укоренилось правило не рассказывать о своих планах до их полного воплощения)

    • Ничего себе история. Особенно, что закончилась она «жили они дружно и счастливо», я вот не уверена, что у меня бы так получилось.

      Я вот не уверена про «не рассказывать о планах до их воплощения». Есть как сторонники такого подхода, так и те, кто говорит, нужно-нужно рассказывать. Я понимаю и тех и других, но всё-таки ближе к тому, чтобы рассказывать. Это концентрирует особую энергию вокруг и дела начинают свершаться быстрее, а иногда сидишь вот так на идее, чтобы никому не рассказать, а потом она стухает как-то и… улетает к другому, чтобы ее реализовали. Вот у лизабет Гилберт отчасти про это история.

      • Согласна) иногда и правда важно поделится — близкие люди могут оказать поддержку, а новый знакомый внезапно оказаться очень и очень нужным нашему делу человеком. тем более угрюмо молчать, когда начинает получатся и просто глаза горят — невозможно.

        мне кажется, в вопросе рассказывать-не рассказывать нужно каждый раз учитывать именно текущую ситуацию. что и на каком этапе принесет больше пользы.

        дело не столько в том, что меня пугает утечка идей, такой процесс их циркуляции всё равно неизбежен и даже полезен. для себя я определила, что работаю эффективнее, когда изо дня в день иду к цели, а не говорю о ней. а вот когда я говорю, в основном моя энергия направляется на разговоры и бесконечные обдумывания, но не особо получается что-либо делать. а потом она как-то выскальзывает в этих всех разговорах сквозь пальцы, перегорает.

        но, конечно, это не 100 процентная истина для меня, тем более для кого-то другого))

        • Да, Ника, согласна. Тут, как и почти везде, нет однозначного ответа какого-то. Есть такое видео на TED, что мол как только мы говорим о своих планах, то у нас мозг как бы считает, что мы это сделали. Вот оно: https://www.ted.com/talks/derek_sivers_keep_your_goals_to_yourself?language=en

          Для меня в таких случаях решение – группа близких людей, которые меня поддерживают. Такой mastermind, так это называется по-английски. Если я громко не готова пока кричать, то команде своих людей, в которых я уверена, что они только поддержат, не уведут идеи, точно могу сказать и получить поддержку, развитие моей идеи и т.д.

          • Спасибо за ссылку, непременно посмотрю. Очень люблю видео этого канала.
            Да, и правда очень помогает. Хорошо, когда такие люди есть)

          • Иногда их нужно создать самой. Я так и сделала, взяла и объединила сама СВОИХ людей. Настя Руденко вот тоже помогает таким людям собраться вместе: http://poranachat.ru

          • Я по натуре интроверт, и то ли поэтому, то ли из-за того, что «подобное привлекает подобное», мои люди сами находятся). Хотя, конечно, находить и объединять такие сокровища важно и стоит. От этого добра в мире становится больше.
            Именно в этой области, более, чем в остальных, замечаю какое-то притяжение, что ли. «Рыбак рыбака», как говорится.

            Интересный проект. Особенно радует, что ведёт его тренер и психолог. Сама получаю образование в этой области, поэтому очень радует, когда вижу экспертов с ценными знаниями в действии.

            А так уже совсем оффтопом, спасибо за отзывчивость и чудесный блог. Только начала с ним знакомится, а уже столько полезного.

          • Ника, спасибо большое, очень приятно. 🙂 Люди находятся сами, важно их удерживать рядышком и не отпугнуть, я скорее про это.

  • Vika Chernova

    У меня очень часто бывает, когда я выскажу идею. Проходит какое то время и мой любимый муж заявляет: «Смотри, какую классную штуку я придумал!» и выдает то, что я ему до этого говорила. Я сначала злилась, потом смеялась, теперь уже даже внимания не обращаю. Он услышал. А как он это сделал -ну вот так)))))

    • Ахахаха! Вика, это же 80 уровень женской манипуляции своим мужчиной. Нужно, зная это, вкладывать в голову мужа правильные мысли. Например, «слушай, милая, я тут подумал, а почему бы мне не сделать генеральную уборку в квартире, а ты отдохнешь, с подружками погуляешь, мороженого поешь». :)))

  • Ох, горячая тема нынче) Начиная от того, что «надо бы написать о…» — и на следующий день видишь пост на эту тему в другом блоге, и заканчивая тем, что кто-то берет значительный кусок твоей идеи и ленится дописать хотя бы «спасибо тому-то за вдохновение». В первом случае я уже научилась спокойно жить дальше, а во втором разозлилась и обиделась. При чем не сколько на другого, сколько на себя, что так болезненно реагирую))

    • Настя, я всё больше стараюсь любить себя и всё себе прощать. И то, что болезненно реагирую, и то, что разозлилась, и то, что обиделась. Конечно разозлилась, конечно обиделась, как же иначе. Нормальная реакция. Обнимаю тебя!

  • Саша Мочалова

    Варя, очень интересная тема поднята!
    Я раньше писала сценарии для КВН. Злилась до трясучки, когда шутки тырили. Выводило из себя!
    Из недавнего – я придумала очень клёвую идею для заработка. Мне она показалась гениальной. Я была в шоке от собственной креативности. На крыльях мечты я поспешила поделиться идеей с подругой. На что она мне ответила: «Будешь делать, как эти?» и ссылку. Вот это было и вправду обидно)

    • Ооооо, как обидно. :((( Но мне твоя история напомнила мультик. Вдруг тебя это улыбнёт. https://youtu.be/d02AyqsUHnc

      • Саша Мочалова

        Спасибо! И правда улыбнуло 🙂 всё новое – хорошо забытое старое)

  • Ольга

    Интересная история. Про идеи, витающие в воздухе — вот как будто так и есть… Кто больше открыт, тому и «поручено» будет реализовать. Давно давно была впечатлена песней «Ч/б» группы «Пилот». И решила устроить уличный флэшмоб. Там слова такие правильные в песне — захотелось поделиться. Флэшмоб заключался в том, чтобы рядом со станцией метро резко заиграла песня и остановилась группа людей и начала «петь» песню на языке жестов. Такой акцент на словах прям. Но!!!! Мне это показалось немного безумством. И через какое-то время….я увидела целый клип, как под эту песню девушка ходит по городу и поет песню на языке жестов… Я была в шоке:)

    • Ух ты, какая история!! Спасибо огромное, что поделились. Да, уж, вот уж точно, идеи перелетают от одного человека к другому. 🙂

  • Lada Poltavska

    А теперь поставьте себя на место того, кто «заимствует» 🙂 Знаете, не то, чтобы я была глупой или не имела собственного мнения, или не в состоянии сформулировать мысль, но однажды, при написании магистерской работы на редкую в то время тему (экологический дизайн, тем более, в Украине это вообще не развито) я поняла, что столько людей (зарубежных экспертов) высказывали свое мнение по этому поводу, и черт побери…так четко…и слова не выкинешь…И тут начинается ступор, тебе так хочется использовать эту фразу, и понимаешь, что не можешь, потому что обвинят в плагиате и единственный способ это или использовать чужую мысль в виде цитаты, сославшись на автора, или быть последней свиньей и украсть ее (ойкакплохо), или быть немного умнее и перефразировать, выдав ее за свою. Ну, или не использовать вовсе. Я прибегала и к первому варианту (цитате), что вполне логично, потому что в магистерских работах в основном ссылаются на других, и к последнему варианту тоже. Украсть мне так и не хватило совести (спасибо маме за воспитание) и уважения к чужому труду. Но не раз сталкивалась с тем, что придумывала что-то и искренне верила в то, что то, что я делаю — уникально, а по истечению времени находила подобные вещи где-то еще. Или идеи действительно витают в воздухе, или я где-то это когда виделаслышала, но забыла об этом и подсознание сыграло со мной злую шутку, или просто я и еще какое-то количество людей воспринимаем мир одинаково… Это может быть все, что угодно, но одно я знаю точно, что людей, которые действительно в состоянии придумать что-то, чего не было до этого — единицы. А мы всего-лишь интерпретируем уже придуманное до нас, пропуская это через себя, основываясь на собственном опыте и жизненной позиции. И это нормально. Ненормально, когда находятся люди, которые в наглую крадут идеи…У меня такое было всего один раз, когда я училась в Норвегии и у меня на мудборде висел стикер с идеей проекта. Нужно было сделать контейнер из заранее подобранной 3-D фигуры. Все это ограничивалось материалом (бумагой), цветом, фигурой (можно было использовать только одну фигуру, но разные объемы, масштабы, количество фигур) и условием — контейнер должен иметь стенки и возможность что-то в себя вмещать. Все остальное это твоя фантазия. Помимо того, что каждый должен был сделать готовый продукт и презентовать его, нужно было сделать каталог с фотографиями. И мне пришло в голову подстветить контейнер изнутри и сделать такую инсталляцию, поиграть со светом и тенью. Казалось бы, тут нет ничего уникального, но то как этот свет взаимодействовал с моим объектом и то, что в результате получилось на фотографиях (ракурсы, акценты, контрастные тени, которые тоже выстраивали свою фигуру) Так, вот…вернемся к стикеру на стене…На котором была моя идея — там было написано всего одного слово — подстветка. Девочкам из моей группы хватило 5-ти минут, чтобы посмотреть на стикер и использовать эту идею в своем проекте. Им еще и хватило наглости придти ко мне во второй раз и попросить фанарик. Конечно же, от этой идеи мне пришлось отказаться (быть третьей с идентичной задумкой как-то не очень хотелось, и потом никто не будет разбираться чья это была идея) и даже без подсветки моя работа была лучшей. Неприятный осадок остался, да, но это научило меня, что нужно тщательно прятать от чужих глаз свои мысли, и если уж так произошло, что кто-то использовал твою идею, да еще и до тебя, не дав возможность презентовать собственный проект так, как тебе бы хотелось, это научило меня быстро перестраиваться и искать что-то еще. Flexible mind это единственное, что нас отличает от бездумных людей, вдохновляя на новые свершения. Спасибо Вам за публикацию, и ..я желаю Вам все реже и реже находить подтверждение таким вот историям. Пусть нас окружает все больше и больше по-настоящему уникальных вещей.

    • Lada Poltavska

      Это самый длинный комментарий, который я когда-либо писала. Ха-ха
      Можно добавить водички и опубликовать в виде статьи и написать в конце «меня вдохновила Варвара Лялягина. Низкий поклон 😀 А если серьезно, то у меня никак не дойдут руки до блога, вот и читаю чужие. Но это уже совсем другая история…

    • Ого!! Да уж, достойный комментарий. :)) Спасибо за эти истории. Я полностью согласна, что абсолютно чего-то уникального почти не существует. Все мои идеи – они тоже по кусочкам состоят их идей, мыслей, подходов, которые я подглядела у кого-то другого. И вот, конечно, непонятно, как отличить это «витание идей в воздухе» от наглого «тыренья» идей. Да и можно ли это в принципе? Я не очень согласна с тем, что нужно «тщательно прятать от чужих глаз свои мысли», я склоняюсь к тому, что делиться нужно обязательно, иначе идеи так и норовят остаться только идеями, но вот круг тех, с кем делиться можно тщатьельно отбирать, это да, и делиться только с тему, кому доверяешь.

      • Lada Poltavska

        Вы меня не совсем правильно поняли. Я имела в виду, что стоит «прятать от глаз» до реализации, пока это на этапе проработки идеи.

  • Lada Poltavska

    Это самый длинный комментарий, который я когда-либо писала. Ха-ха

  • Yana Sheridans

    я очень долго увлекаюсь фотографией и как-то наступил момент когда я решила подкрепить свои годовые практические знания теорией и пошла на курсы. Там познакомилась с парнем у которого просто был фотоаппарат,он ничего не умел и пришёл по акции. Ну я думаю,чего пропадать,стала парню помогать,делилась своими «фишками». На тот момент я училась в университете и становилось все меньше и меньше времени для своего хобби. А он не остановился стал фотографировать в клубах. Я все удивлялась ну как он может за такие «сырые» снимки ещё и деньги брать. Через год я увлеклась скрапбукингом и стала делать самодельные кармашки для дисков,он тонко поинтересовался как я делаю это все,я опять,по доброте душевной рассказала и стала ему предлагать, не хочет ли он купить( я ещё после курсов создала группу для нас как для фотографов и придумала название,побольшей части связанное с ним), а он мне ответил,что нет,не интересует. И тут мои мечты о хорошем тандеме рухнули. Через месяц он стал сам делать такие кармашки. А сейчас фотографирует свадьбы. Получилось,что подарила часть своих увлечений даром и мечта от меня убежала.

  • Мне хорошо знакомо то, о чем вы пишете. Правда, я не воспринимаю воровство как оскорбление — скорее, как доказательство бездарности людей, копирующих мои идеи. Уверена, что мое от меня не убежит, поэтому не «фильтрую» речь, тексты… Сегодня пришла одна идея, кто-то перенял: перенял-то у меня, завтра я загорюсь чем-то новым, послезавтра еще что придумаю, а бездарь так и будет сидеть… А если удалось развить идею мою и зарабатывать на этом — значит, у кого-то оказалось больше способностей сделать то, что не удалось мне. Все в наших руках. Учиться, совершенствоваться и творить мы можем, не спрашивая ни у кого разрешения:))) Хотя, все это красиво и хорошо, но иногда проскакивает раздражение: как-то увидела у «великих» фотографов нашего города реализованную свою идею и кучу похвал. Разозлило. Но прошло:) А вообще — тоже непонятно, когда и кто что крадет, кто чем вдохновляется, что приводит к появлению той или иной мысли, задумки… Все так зыбко…) Спасибо, интересно было почитать ваши мысли…)
    http://livelovelook.ru/

    • Спасибо за комментарий. Какой сайт у Вас красивый!!! Да, я тоже придерживаюсь идеи того, что «моё от меня не убежит», очень Вас в этом поддерживаю. Я скорее верю в то, что если рассказывать идею другим людям, то скорее или поймёшь, что идея не твоя и больше тебя не зажигает, или найдешь поддержку и помощь среди других людей.

  • Mary Silent

    Знаете, мне очень знакомая эта ситуация.
    Дело просто в том, что я сочиняю свои истории и рисую своих героев такими, какими их вижу, но где-то пару раз были удивтьельные совпадения с какими героями совершенно другого человека. Я даже не догадывалась, что они существуют. С одной стороны я чувствую растерянность и обиду, особенно, когда начинают говорить: „Воровка! Украла персонажа”
    „Фу! Стыбзила! Как тебе не стыдно!?”

    В эти моменты становиться так обидно, если честно…
    Я не пытаюсь не перед кем-то оправдаться и сделать себя святой и невинной, мне просто не хочется, чтобы люди называли меня тем, кем я не являюсь, иначе бы зачем мне этим заниматься, если бы не получала удовольствия от создания и рисования.
    Надеюсь, вы поняли всё, что я хотела рассказать.

    • Да, понимаю. Такой это тонкий момент, попробуй докажи, что ты сам это придумал, когда иногда происходят просто совершенно нелепые недоразумения. Я однажды вела вебинар. А потом выяснила, что случайно вела вебинар одновременнно с другой девочкой, которая примерно на ту же тему вела в тоже самое время вебинар. Когда я его посмотрела, ещё и выяснилось, что мы в одном стиле и даже цвете были одеты, ну прям как сёстры-близнецы. Ну такое нарочно даже не придумать. Так что, да, понимаю, бывают совпадения.

  • Настя Пирут

    Часто вижу у блогеров одну и ту же тему, посты выходят одновременно практически) Но не думаю, что это плохо: авторы понимают проблематику по-разному, получается более разноплановое ее раскрытие. Да и каждую из девочек читать интересно, представляю, как было бы скучно, если бы они решили планировать посты вместе, чтобы не повторяться: и контента было бы в разы меньше, и проблемы освящались бы … ммм… неправильно будет сказать «однобоко»… о! точек зрения мы бы видели меньше. А ведь кто-то и в этой ситуации кричит «слизано»)

    • Иногда какие-то темы просто витают в воздухе. 🙂

  • Теххи Шекк

    Варя, у вас настолько искренние статьи, что это даже немного пугает… Это почти как дневник. Скорее бы ваш воркшоп #ХорошоБытьБлогером включил онлайн-формат…

    • Спасибо. На самом деле, я далеко не всё рассказываю. Вот в рассылках, мне кажется, я более откровенная, мне даже страшно нажимать «отправить», с постами у меня такого не бывает.

      Воркшоп мы планируем запустить с 4 марта. 🙂 Скоро будет много новостей по этому поводу. 🙂

  • Полина Колокольцова

    Есть такая теория, что все на свете уже кем-то когда-то придумано. И есть совершенно точная НЕтеория, что одним людям в одно и то же время могут приходить одинаковые идеи. Даже если люди эти — на разных концах света. И тогда — это нормально.

    Конечно, если человек «тырит» откровенно и неприкрыто, это задевает. Ты чувствуешь, будто теряешь свою уникальность, свою «фишку». Но такое случается сплошь и рядом. К тому же, как ты пишешь в статье, в голове может бабахнуть идея, которую ты вроде как придумал сам, а она уже осуществлена кем-то другим. Можно ли в таком случае считать ее своей? А почему нет, ты же сам выудил ее из пространства.

    Не могу прийти к однозначному выводу) Уж больно разные бывают ситуации, особенно по своей значимости)

    • Вот то-то и оно, что очень всё неоднозначно. Но бывает, да, что «тыренье» откровенное. Спасибо, что откликнулись, Полина.