8 вопросов дизайнеру — рубрика, в которую я приглашаю дизайнеров интерьеров, рассказать читателям блога о карьерном пути, немного показать “закулисье” своей работы и дать некоторые практические советы тем, кому нравится самостоятельно заниматься обустройством своего дома.
Сегодня у меня в гостях – Надя Зотова, выпускница Британской Высшей Школы Дизайна и Sotheby’s Institute of Art, основатель студии дизайна интерьеров Enjoy Home. Я познакомилась с Надей, когда заинтересовалась дизайном и решила стать участницей Design Weekend, трехдневной поездки в Лондон, совмещающей посещение музеев, интерьерных магазинов, блошиных рынков, мастер-классы по дизайну и болтовню о красоте. С той весны я с интересом слежу за надиными проектами, путешествиями и новостями. Конечно же, не могла не пригласить ее ответить мне на восемь вопросов о ее работе.
Фото: из личного архива Нади Зотовой
Надя, если я правильно помню, по образованию ты – медик. Дизайн интерьеров – это твоё второе образование. Как так получилось?
Всё верно, у меня законченное медицинское образование. Вся моя семья – медики, настоящая династия. Так я пошла в медицинский, получила свой красный диплом, закончила ординатуру.
При этом дома у меня были все номера журнала Elle Dеcor,Seasons. Даже не знаю, если честно, как они ко мне попали. В этих журналах мне всегда было интересно читать истории. Жил-был декоратор, который работал над проектом, путешествовал и привез шикарную антикварную люстру. И она стала центром интерьера. Я думала: «Бывают же такие люди». Как бывают люди-космонавты, которые летают в космос и про них пишут в журналах. Ни к космонавтам, ни к декораторам я не имела никакого отношения и считала, что в моей жизни ни космоса, ни декора быть не может.
Но потом случился большой ремонт, когда я сделала квартиру себе с нуля. Потом случился второй ремонт в моей семье, и я сделала вторую большую квартиру. Друзья стали интересоваться, почему в моей сумке вместе с медицинским халатом лежат образцы плитки, и я начала помогать друзьям с интерьерами.
Тем временем институт закончился. Я пошла работать в огромную клинику и вскоре подумала, неужели я всю жизнь буду сидеть в этом красивом белом халате и смотреть на кирпичную стену за окном. И тогда я уволилась с работы, положила свой красный диплом, халатик и сказала: «Я поехала в Москву учиться на дизайнера и работать дизайнером». Все покрутили пальцем у виска, потому что у меня была прекрасная налаженная жизнь и большие перспективы.
В Москве я поступила в Британку (прим. – Британская высшая школа дизайна) и начала вести блог, так всё и закрутилось потихоньку.
Все фото проектов: студия Enjoy Home
Так-так. То есть без блога не обошлось?
С блога как раз всё началось. У меня был друг, который говорил: «Слушай, ну, тебя же невозможно остановить. Ты все время говоришь о своих обоях, плитках, люстрах. Сделай себе блог». Это был 2009 год, я даже не знала, что такое блог, зачем он нужен. Друг рассказал мне проLivejournal.Я зашла туда. Вижу, там люди общаются, по именам друг друга знают – очень странно и непонятно. А мне еще учительница по литературе говорила: «Занимайся, чем угодно, только не пиши». На это друг мне ответил: «Да забудь ты обо всем. Это же не сочинение».
Ладно, думаю, что мне стоит. Написала один пост, написала второй, вывесила картинки. Смотрите, как можно с помощью светильников обновить интерьер, смотрите, какие классные обои я нашла сегодня. И поскольку у меня был большой багаж накопленного материала, я стала писать. В мае я начала писать в блог, а в сентябре меня позвали писать для большого интернет-портала про интерьеры. Они подумали, что я уже опытный дизайнер и в вопросе разбираюсь. Я решила, что с домом близко, с Британкой рядом – буду днем ходить работать, а вечером учиться. Как-нибудь по ходу соображу. Так я начала писать для портала.
Потом мне написали из Seasons: «Надь, для кого ты там пишешь? Пиши для нас». А у меня дома была библиотека Seasons, я их журналы всю жизнь собирала. Представляешь, вот ты всю жизнь смотришь и фанатеешь от «Секса в большом городе», и тебе Кэрри звонит и говорит: «Варь, у меня идея есть. Ты можешь мне помочь?». Предложение от Seasons было что-то вроде звонка от Кэрри Брэдшоу.
Я стала для них как стилист делать съемки, писать тексты, участвовать в выставках. Блог я тоже не бросала, писала про свою сумасшедшую жизнь. Практически сразу начались какие-то проекты. Люди читали блог и думали, что я прямо такой серьёзный дизайнер. Я не стала их разуверять. Ну, и так был один проект, второй проект, третий. А потом стало проектов много, и стала студия. Все просто.
С чего ты начинаешь работу с клиентом по дизайну интерьера?
Начать нужно с того, чтобы просто поговорить и понять, что близко, что не близко, что не нравится. Безусловно есть бриф, есть техническое задание, но мы же занимаемся жилыми интерьерами, а это больше про людей, чем про модность, актуальность. В первую очередь задача в том, чтобы сделать комфортным пребывание людей, с разными потребностями, запросами. Поэтому я разговариваю про ощущение дома, которое человек хочет получить. Это же очень индивидуально: кому-то нужна маленькая, темная уютная норка, а кому-то хочется большое светлое пространство.
Чем ты вдохновляешься, откуда к тебе приходит вдохновение?
Я не могу сказать, что оно от меня уходит. Моя работа – это постоянный поток идей и образов. Я все вижу картинками, образами, какими-то ощущениями. Я очень люблю живопись. Постоянно обращаюсь к искусству. Сочетания цветов, которые зацепили, переношу на свои интерьеры. У меня бывает, что стоит картинка перед глазами. Например, «Марокканка» Серебряковой: сочетание шоколадного, изумрудного и пыльно-розового. Пока я не сделала это в каком-то из проектов, не могу успокоиться. Этот образ стоит в голове, как мысль.
Это сложно объяснить словами. Человек, для которого ты делаешь интерьер, и то, что есть у меня внутри, соединяются между собой и из этого что-то рождается. Наверное, если бы я захотела написать стихи, я бы ходила и думала, где же мне взять вдохновение, меня ничего не вдохновляет. Потому что я не пишу стихи, поэтому я не могу найти вдохновение. А когда я в этом все время живу, я не могу его потерять.
Какой твой самый любимый этап в работе? Что больше всего нравится?
Больше всего мне нравится на стройки ездить. Потому что тут виден процесс созидания. Не люблю, когда легко. Мне интересно, когда сложно, когда нужно приезжать, смотреть, что-то на месте корректировать. Так, как задумал изначально не подходит, не работает, не получается. У тебя очень много ограничений, и все равно приходится предлагать какое-то решение. И вот тогда чувствуешь, что мозги работают.
Какой ты могла бы дать совет людям, которые не могут себе позволить дизайнера, но хотят достойный интерьер?
Во-первых, нужно позволить себе сделать дом таким, каким его хочешь ты. Вот прямо сейчас подумать о том, что делаешь дом для себя, и он может быть теплым, гостеприимным, умиротворяющим, а может быть тусовочным, жизнерадостным, активным и динамичным. Представить, через какие материалы, цвета, формы, ты можешь выразить это.
Во-вторых, нужно не бояться сделать ошибку. Нет ничего страшного в том, чтобы перекрасить цвет стен. Позволить себе не ставить рамки «я же делаю это в первый раз, поэтому покрашу все в белый цвет, не ошибусь». Лучше покрасить все в красный или зеленый и ошибиться, чем не прожить это. Мне кажется, мы очень многого боимся. Создание дома ни в чем не отличается от других сфер жизни. Стройка, ремонт – это классная возможность позволить себе что-то прожить и сделать не так, как от тебя ожидают.
Я недавно делала дизайн своей квартиры. До этого я жила и в светлом, нейтральном интерьере с эко-деталями. В этот раз мне хотелось насыщенного глубокого цвета, сложных поверхностей. Этот ремонт я делала очень быстро, не задумываясь. Захотелось спальню в серый покрасить, я красила. У меня была уже кухня и белая, и деревянная, а изумрудной не было. И я решила, что надо в этот раз сделать изумрудную.
Появилась идея антикварного камина в гостиной. Я была в Париже, отправилась с коллегой на антикварный рынок. Я знала, что мне нужен белый чугунный камин. Долго мы бродили по рынку, коллега мне говорит: «Тут есть мраморные, есть деревянные камины. Чугунного нет. Что ты фантазируешь?». Но я не сдавалась. И тут мы заходим в галерею. Народу там нет, скорее это на свалочку похоже, чем на галерею. Я подхожу к дедуле и прошу: «Копаните там за картинами, там стоит что-то хорошее». И он вытаскивает… камин. Да еще и называет ту цену, которую я себе задумала. Надо было видеть лицо моей коллеги, которая стояла рядом. И так было со всем, что я покупала и как делала свою квартиру.
Какие ты видишь тенденции в интерьерном дизайне? Как ты думаешь, куда все будет развиваться?
Мне кажется, что интерьеры становятся все более и более индивидуальными. Пару лет назад сложно было представить, что можно сделать металлические элементы разными: одни смесители в хроме, другие в золоте, ручки в латуни. А сейчас ничего страшного в этом нет.
Многое становится более интернациональным. Меня это огорчает: в новой стране ждешь увидеть что-то новое, но не получаешь этого. Бывает сложно отличить квартиру в Нью-Йорке от квартиры в Москве. Именно поэтому все больше хочется индивидуальности, а не масс-маркета на пять минут.
Почему сейчас такой большой интерес к антиквариату? Без корней сложно жить и мы покупаем винтажное кресло, и придумываем заново историю. Как будто бы у тебя была бабушка, у которой была эта мебель и это кресло. Создаем себе некую сказку, добавляем что-то личное в пространство.
С другой стороны, люди сейчас много переезжают. Все очень легко и мобильно, нет никакой стабильности и от этого особенно хочется как-то закрепиться. Ты будешь это кресло возить из квартиры в квартиру, а остальное уже будет особо не важно, ведь работать можно откуда угодно…
Больше информации о Наде, её команде и реализованных проектах можно найти на сайте студии Enjoy Home.
А я приглашаю вас продолжить дискуссию в комментариях. Какой момент из интервью зацепил вас больше всего? Насколько смело вы сами подходите к оформлению интерьера: готовы проявить смелость или ваш выбор – белые стены? Какие тенденции вы наблюдаете в развитии дизайна и что думаете о проявлении индивидуальности в интерьере?