В рубрике “В гостях у…" я пишу про вдохновляющие дома, в которых живут счастливые люди. Аннлуис по образованию педагог, сейчас она занимается коучингом и социальной поддержкой взрослых, попавших в непростую жизненную ситуацию, поет в церковном хоре. Бьорн — на пенсии, следит за домом, занимается садом, работает с Аннлуис над некоторыми бизнес-проектами. Они оба живут в Мальчопинге, небольшом городке в Швеции, вот уже почти сорок лет. Неподалеку от дома Аннлуис и Бьорна — кондитерская фабрика, поэтому то и дело в воздухе разливается аромат имбирных пряников, да и сам домик совсем как пряничный. Двухэтажный, он красуется на пригорке и приглашает заглянуть внутрь.
Аннлуис: Первые три года после переезда в Мальчопинг мы жили в квартире в двух кварталах отсюда. Тогда у нас еще не было детей, часто вечерами мы гуляли по городку, присматривались к домам и однажды, увидев через дорогу этот дом, сказали друг другу “Хм, было бы неплохо там жить”.
Бьорн: Осенью 1978 мы увидели, что во дворе напротив дома стоит контейнер для мусора, и подумали: что-то тут происходит. Навели справки и стало понятно, что жильцы уезжают и собираются выставлять дом на продажу.
Аннлуис: Как только мы зашли в холл, увидели красивую лестницу, высокие потолки и окна с мелкой расстекловкой, мы поняли — это наш дом.
Аннлуис: В этой комнате, на этом месте также стоял диван, именно здесь мы встретились с хозяйкой дома, разговорились и уже через четыре месяца купили этот дом, а к 1 февраля въехали сюда. Дом так и не был выставлен в открытую продажу, а многие люди ждали, чтобы купить его и были расстроены, что нам так повезло. Мы ведь были молодыми, а значит еще долгое время не стоило рассчитывать на то, что мы съедем. И они были правы, мы живем здесь уже 35 лет.
Бьорн: Я сам родился и вырос в старом доме. Этому дому уже около ста лет, он был построен в начале 20 века. Мне нравится его атмосфера. Хотя, наверное, в современном доме я тоже смог бы жить, если бы была возможность оформить его в моем вкусе и придать ему характер.
Аннлуис: Дом для меня – это возможность быть собой, делать то, что нравится. Каждый раз, когда я возвращаюсь домой, я понимаю, как люблю его. На самом деле я домоседка, мне нравится быть дома. Приходишь домой, плечи опускаются, ты расслабляешься, фуухххх. Хорошо.
Бьорн: Конечно, с момента того, как мы сюда приехали, мы многое изменили. Например, изначально наверху было только две больших комнаты и крошечная ванная площадью в два квадратных метра, так что приходилось в нее втискиваться. Сейчас у нас наверху четыре комнаты и роскошная ванная. А вот гостинная выглядела также, как и сейчас: диван, хоть и другой, стоял на том же месте, и стены мы всегда красили в один цвет, уж очень хорошо он сочетается с керамической плиткой камина.
Аннлуис: Первая комната, с которой мы начали изменения была столовая. Она была коричневой и очень темной, мы выбрали для нее совершенно другую цветовую палитру. В ней прекрасный камин в голландском стиле, но его нельзя топить, поэтому мы используем его для свечей. Сейчас мы хотим переоборудовать эту комнату под библиотеку, это наш следующий проект.
Аннлуис: Одним из последних крупных изменений было создание зимнего сада. Все началось с того, что лет 5 назад вместо одного из окон мы установили дверь, которая позволяла нам выходить на задний двор. Потом мы построили терассу и подумали, а почему бы не застеклить ее для того, чтобы у Бьорна была возможность размещать там весной ящики с цветами и рассадой. Поначалу это было холодное помещение, но мы сделали там теплые полы, и так неожиданно у нас появилась еще одна комната.
Бьорн: Мы консервативны. Наш подход – внедрять изменения постепенно, привносить что-то новое, сохраняя старый дух и стиль дома. Остекление зимнего сада было, пожалуй, исключением, но мне нравится, что из этого вышло.
Бьорн: Зимний сад — мое любимое место в доме. Там так тихо и можно в полной тишине наблюдать за природой и птицами. А еще мне нравится ванная и сауна.
Аннлуис: Я больше всего люблю гостинную и наш уютный красный диван. Наверное, в мае или июне я бы тоже сказала, что мое любимое место — зимний сад, но в это время года – это определенно гостинная. Здесь я читаю, разгадываю кроссворды, неспешно работаю. Даже когда я была студенткой, я смотрела телевизор, писала дипломную работу, тут же в комнате были друзья, и все это я делала одновременно. Такая уж я. Сейчас я работаю с людьми и выкладываюсь на 100%, стараясь помочь им, поэтому когда я прихожу домой и включаю телевизор, мне нравится, что я ничего ему не должна. Я могу сидеть с закрытыми глазами, могу вообще не обращать внимания на него, и тем не менее он составляет мне компанию.
Бьорн: Днем я занимаюсь садом и домом. Моя главная обязанность – поддерживать их в порядке и следить, чтобы все необходимые работы были сделаны во время. Моя ежедневная задача – ужин.
Аннлуис: Раньше, когда дети жили с нами, каждое воскресенье мы планировали меню на всю неделю вперед, закупали продукты и готовили что-то быстрое, потому что в 7 вечера горячий ужин должен был быть на столе. Сейчас мы можем позволить себе готовить что-то сложное, потому что на это есть время, или наоборот без зазрения совести перекусить тем, что осталось в холодильнике со вчерашнего дня.
Аннлуис: Вечерами в дом с улицы возвращаются кошки. Мы вместе смотрим телевизор в гостинной, пьем кофе, обсуждаем, что будем делать завтра. Потом Бьорн идет спать, как правило, раньше меня, потому что он жаворонок.
Бьорн: Счастье – это жить хорошей жизнью, когда ты здоров, на столе у тебя есть еда, твои дети растут и у них все хорошо. Не думаю, что это значит быть удачливым. Просто нужно жить той жизнью, которая тебе нравится и не оглядываться на других. Мне кажется, у нас двоих это хорошо получается. Мы вместе можем что-то затеять, встречаться с разными людьми, путешествовать и говорить на других языках. Может быть только стоит чаще ходить в кино…
Аннлуис: Ты хочешь пойти в кино?
Бьорн: Нет, но хоть я и не люблю кино, я должен сводить туда тебя, ведь ты любишь кино.
Аннлуис: Я могу сходить туда с друзьями, ничего страшного.
Аннлуис: Счастье для меня это очень-очень маленькие вещи. У нас были друзья, которые уже ушли из жизни. Такие события помогают понять, как нам повезло, как сильно нужно ценить то, что у нас есть и, как Бьорн сказал, не оглядываться на других. Мое счастье в том, что утром я сходила на тренировку, она мне легко далась. Вот солнце вышло из-за туч, и я могу им немного насладиться. Я могу быть очень счастлива, когда возвращаюсь с работы и думаю о том, что Бьорн ждет меня дома, у нас будет что-то особенное на ужин, по телевизору будет интересная передача или сериал. Дать определение счастью так сложно, потому что для меня это не какая-то одна вещь, а много-много маленьких вещей. Чашка хорошего кофе и ароматный свежеиспеченный хлеб, взять правильно сложную ноту в хоре, делать вместе с другими что-то – это прекрасно. У меня захватывает дыхание и… это счастье. Как же мне повезло, что в моей жизни есть все это.